Содержание
- 1 История создания
- 2 Биография
- 3 Внешность
- 4 Образ и характер
- 5 Актер и озвучка
- 6 Способности
- 6.1 Психическая сила
- 6.2 Контроль разума
- 6.3 Прямое управление или вселение в человека
- 6.4 Телепатия
- 6.5 Физические иллюзии
- 6.6 Изменение формы
- 6.7 Телепортация
- 6.8 Частичная невидимость
- 6.9 Неуязвимость
- 6.10 Бессмертие
- 6.11 Регенерация
- 6.12 Вторжение в сны
- 6.13 Проекция безумия
- 6.14 Прикосновение смерти
- 6.15 Телекинез
- 6.16 Сверхчеловеческая сила
- 7 Экранизации
- 8 Цитаты
История создания
Пеннивайз – нашумевший персонаж, вошедший в историю мировой культуры, благодаря гению Стивена Кинга и неоднократной работе кинематографистов над экранизацией романа. У танцующего клоуна в его нынешнем воплощении, длинный и извилистый путь до момента появления в нынешней ипостаси, с того момента, как автор прообраза начал воплощение в своей книге:
- До того, как Оно стало монстром, живущим в канализации, С. Кинг представлял персонаж в облике тролля из старой норвежской сказки. Этот образ Оно был навеян увиденным на сумеречной пустой дороге горбатым деревянным мостом. Однако даже задуманное изначально проживание персонажа в канализации не сделало замысел настолько доминантным, чтобы гений хоррора сразу взялся за его литературное воплощение.
- Оно, за которое зрители планеты выложили позднее самую большую сумму за все время, пока снимаются фильмы ужасов, трансформировалось в злобного клоуна. История этого демонического персонажа началась, по мнению критиков, в 70-х годах прошлого столетия, когда главной темой первых полос американской прессы стал серийный убийца Д. У. Гейси. Человек, подрабатывающий клоуном на детских праздниках, оказался маньяком, совершившим более 20 зверских убийств.
- Предположительно, именно с этого момента в сознании американцев – и детей, и взрослых, началась трансформация веселого и добродушного персонажа, стоящего у каждого Макдональдса, в воплощение демона. Психологи уверены, что появление пугающего персонажа связано с его неизведанностью – ведь никто не знает, что скрывается за слоем грима Оно и мешковатым костюмом – даже размер обуви замаскирован огромными башмаками.
Но еще до гениальной игры артистов, Кинг, хоррор и ужасы у которого занимают центральное место в творчестве, пребывал в полной уверенности, что единственный персонаж, улыбка которого способна привести ребенка в неподдельный ужас – это клоун. Этот образ и стал ипостасью, в которой смешались Рональд, Франкенштейн, норвежский тролль и серийный маньяк.
Биография
Как замысел в первоначальном воплощении, монстр появился в сознании автора поздним вечером 1978 года, но это было еще до его появления в пугающем облике клоуна. Уже тогда было ясно, что живет существо в канализации, однако космическое зло способно принимать вариабельные формы, и первая его жертва даже допускала, что Пеннивайз – женщина. Весь ужас среднестатистического персонажа поп-культуры в том, что без грима и костюма совершенно неизвестно, кто находится перед протагонистом – какого возраста и какого пола Оно.
Но персонаж – всего лишь один из многочисленных обликов древнего демона, миллион лет назад попавшего на Землю при падении астероида.
Оно – посланник Мира мертвых огней провел тысячелетия в спячке, пока в месте обитания персонажа не появились люди, ставшие подпитывать его своими страхами и кормить телами. С тех пор периодичность пробуждения и воплощения персонажа составила 27 лет. Параллельное измерение, откуда взялся демон, хранит его истинную форму, но она настолько жуткая, что способна свести с ума людей с неустойчивой психикой.
Внешность
Биография монстра Оно, кратко изложенная Кингом, и описание персонажа глазами Джорджи, сделанное до того, как ему откусили руку и утащили под землю, не делает облик персонажа пугающим до определенного момента. Белое лицо Оно, нарисованная вокруг рта стандартная улыбка персонажа и торчащие рыжие волосы намекают на Рональда из Макдональда, которого еще не было в 1957 году, когда происходит действие. У Кинга клоун одет в мешковатый костюм, и когда Пеннивайз появляется перед Джорджем Денбро, тот не знает, откуда взялся источник страхов, и ассоциирует детали костюма с мультяшными персонажами – апельсинового цвета пуговицы, ультрамариновый галстук и белые перчатки напомнили ему об диснеевском утенке Дональде Даке и добродушно-веселом Микки Маусе.
Образ и характер
Антагонист у гения хоррора заставляет сомневаться, самка или самец космический демон, отсюда и название романа. Его кинематографическое воплощение зависит от актера – в двух версиях грим Пеннивайза определялся и внешностью Тима Карри (а впоследствии — Билла Скарсгарда) и фантазией художника. У Барта Миксона голова клоуна навеяна «Призраком оперы», но во многих эпизодах космическое зло выглядит обычным и добродушным рыжим персонажем.
Второе нашумевшее воплощение персонажа, сделанное представителем актерской династии Скарсгардов, мрачнее и демоничнее на всем протяжении. Поэтому образ и характер персонажа зависит от того, кто играет. Карри сыграл добродушного до поры до времени антагониста, а в нашумевшей версии, символично снятой через 27 лет – это самое настоящее чудовище. Хотя монстры персонажи непередаваемо удачны и каждая версия воплощения грандиозна по-своему.
Актер и озвучка
Голос Станислава Тикунова – диктора и известного мастера дубляжа, стал несомненной удачей русскоязычной версии. Пеннивайз на русском говорит настолько неподражаемо и точно передает все особенности персонажа Билла Скарсгарда, что появились коммерческие предложения об озвучке проектов и рекламы голосом клоуна из «Оно», подразумевающим Тикунова. Скарсгард, с его красно-белыми башмаками и серым костюмом, близким к оригиналу, претерпевающий ужасные трансформации своего героя, как будто сразу говорил именно голосом персонажа.
Способности
Фильм – прекрасная возможность продемонстрировать особенности персонажа, используя эффекты, применяемые кинематографом. Однако у Стивена Кинга клоун появляется в нескольких романах, как упоминание и эпизодический персонаж, и главным способом представить себе его полноценное воплощение, остается человеческое воображение. В каждой экранизации с символическим 27-летним интервалом именно эта гипертрофированная особенность режиссеров и художников привела к появлению одновременно похожих и противоположных антигероев.
Психическая сила
Недоумевающим, откуда было взяться странному и пугающему герою Оно у Кинга, всегда приводят в пример Фредди Крюгера, у которого источник силы и уязвимость заключаются в человеческом воображении. Он знает, что дети фантазируют ярче и образнее, чем взрослые, поэтому они и становились его объектами. Однако его способности основаны и на вере каждого человека в зло. Оно не столько убивает само (хотя без этого тоже не обходится), сколько провоцирует людей на насилия и жестокие массовые убийства. Это можно увидеть по хронологии событий в романе Стивена Кинга.
Контроль разума
Нелегкая и полная необъяснимых происшествий, убийств и подозрительно спокойная жизнь небольшого городка легко объяснима, если вспомнить, что мистическое существо – Оно способно контролировать сознание и ум не только одного протагониста, но и целого человеческого сообщества. Оно стало прокаженным не только в силу равнодушия к многочисленным смертям, особенно, детским. Его особенности и страшные эпизоды обусловлены действием активизировавшегося демона. У этого мира шок от влияния воплощения всесильного зла, особенно сильный из-за присущих ему способностей.
Прямое управление или вселение в человека
Закономерное следствие свойства управлять разумом – Пеннивайз способен блокировать человеческую память, чтобы население Дерри, и те, кто его покинул из-за печальных событий, не вспоминали о произошедшем и не предпринимали расследований. Одна из героинь в фильме 2017 года отправляется в параллельное измерение после того, как Оно повергает ее в ступор и глубокий гипноз появлением изо рта очень яркого света.
Телепатия
Возможность перевоплощения в самые страшные для человека вещи была бы недоступной Пеннивайзу, если бы не умение видеть насквозь реальный мир и химеры, созданные разумом и сознанием персонажа. Страх Оно – всего лишь приправа, получаемая от перевоплощений, созданных демоном из прихотливых существ из человеческого подсознания.
Физические иллюзии
Уникальность этой детали от мастера хоррора – в реальности происходящего. Страх, сидящий внутри «Оно», приводит к появлению видений и галлюцинаций, но они развеиваются с наступлением утра. Способность создавать материальные и реальные на ощупь – куда страшнее, особенно, если это мертвецы или бесконечные воздушные шарики.
Изменение формы
Четко обозначенный облик – Билл Скарсгард уникален в воплощении монстра-клоуна, его глаза косят от природы, а детскость лица создана специальными накладками не означает, что Пеннивайз не прибегает к трансформациям. Потустороннее чудовище способно принимать любые формы – от непонятной субстанции до персонажа, написанной художником картины.
Телепортация
Одна из важнейших способностей, свойственных воплощению зла, объясняющая условности в событиях и последствиях. Без возможности мгновенного перемещения в пространстве Оно не могло бы контролировать память и разум персонажей, принимающих участие в бойне и лежащих в это время в собственной постели.
Частичная невидимость
Аллюзия, придуманная авторами фильма, облачившими антагониста в мешковатое одеяние пыльно-серого цвета. Визуальным акцентом, указывающим на присутствие персонажа стали яркие детали – башмаки и пуговицы. Но в темноте он остается малозаметным и не привлекает внимания до определенного момента.
Неуязвимость
Достигается способностью персонажа телепортироваться, например, в свое убежище и быстро восстанавливаться даже после серьезных повреждений. Есть и другая версия – связь Оно с потусторонним миром и эманациями зла, получение энергии от каждого, кто испытывает страх.
Бессмертие
У зла нет возраста, пока не появились люди. Оно существовало миллионы лет, и еще до этого – в собственном мире, поэтому с персонажем можно справиться на короткий срок, но убить Оно нельзя. Его противники над этим не задумываются и бесстрашно устремляются в очередное сражение. Но для тех, кто осознает невозможность окончательного устранения Оно – это еще один повод бояться.
Регенерация
Быстрое восстановление и воплощение – еще одна неприятная особенность Мелочника. Ему достаточно на короткое время транспортироваться в канализацию, чтоб выйти оттуда полностью свежим, обновленным и полным сил. У людей такого оружия в арсенале нет.
Вторжение в сны
Непостижимая субстанция, принимающая физические облики вынужденно, из-за привязанности персонажа к месту и особенностей существования в этом мире, может пугать людей не только перевоплощениями и материальными иллюзиями, но и проникновением в подсознание во время сна. Психика человека в этом состоянии особенно беззащитна.
Проекция безумия
Причина множества негативных событий, произошедших в городке и оставшихся безнаказанными. То, что кажется недопустимым с человеческой точки зрения, Злу кажется просто забавным. Результат проекции – такое же отношение людей к происходящему, недопустимому и ужасному для общечеловеческой морали.
Прикосновение смерти
Чудовище убивает и пожирает. Но перед этим Оно наслаждается и подпитывается страхами, которые испытывает жертва. Самый сильный из них – ужас перед скорой гибелью, Пеннивайз дает своей будущей пище прикоснуться к смерти, поскольку после этого человечина представляется ему особенно вкусной.
Телекинез
Присущая клоуну способность двигать предметы силой мысли, недостаточно обыграна и в книге, и в обоих кинофильмах. Знатоки уверены, что на этом можно было бы эффектно сыграть, но авторы шедевра акцентировали внимание на других ужасных особенностях.
Сверхчеловеческая сила
Естественное продолжение постулата о всеобъемлемости и происхождении из потустороннего мира. Чаще всего приписывается ему в перевоплощении персонажа в гигантского паука. Одни критики видят в этом присущую Кингу арахнофобию, другие считают заимствованием из Толкиена, создавшего в своей грандиозной эпопее Унголиат.
Экранизации
В мировом кинематографе есть две версии, созданные с символическим интервалом в 27 лет. Именно столько спит всемирное зло перед тем, как снова троллить и пожирать жителей маленького городка, к которому персонаж Оно привязан в силу стечения обстоятельств. Первое воплощение Оно было создано Тимом Карри в телефильме, снятом в 1990 году. Второе – в нашумевшем кассовом экшене 2017 года, собравшим самые большие сборы из всех снятых ужастиков. В 2019 он все еще оставался актуальным.
Выбор, кто будет играть персонажа, в обоих случаях оказался нелегким, зато теперь, после успешной реализации, зритель на просмотре улыбаться вряд ли сможет.
Год выпуска | Режиссер | Кто сыграл Пеннивайза |
1990 | Томми Ли Уоллес | Тим Карри |
2017 | Андрес Мускьетти | Билл Скарсгард |
2019 | Андрес Мускьетти | Билл Скарсгард |
Цитаты
Несколько знаковых цитат из Пеннивайза закрепились в повседневной речи и реальности целого поколения:
- Прежде чем удалять соринку из глаза ближнего своего, займись бревном в собственном глазу.
- Нет никакого смысла взлетать, если не сможешь приземлиться. И нет никакого смысла спускаться под землю, если не сможешь подняться обратно.
- Каждая жизнь — это короткий памфлет, написанный идиотом!